1. Урок
остается основной организационной формой обучения и выполняет определенные
функции: образовательную, воспитательную, развивающую. В настоящее время все
большее значение приобретают его самообразовательная и стимулирующая функции.
Образовательная функция связана с формированием системы знаний, компонентом
которых являются предметные специальные понятия, специальные и обще
учебные умения и навыки. Современный урок требует от учителя организации
учебной деятельности учащихся: работы с учебником, натуральными,
изобразительными средствами наглядности, современными носителями информации
которые выступают в качестве источника знаний. На уроке ученик должен не только
получить знания, но и преобразовать их в умения и навыки, т. е. на современном
уроке реализуется деятельностный подход. Именно забвением роли деятельности
самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке.
Самообразование на уроках естественноучного цикла - это овладение учащимися
приемами работы с учебником, справочной литературой, современными носителями
информации, наглядными пособиями. Формированием умений наблюдать объекты
природы, ставить простейшие опыты.
Для
осуществления воспитательной функции урока нужна целенаправленная продуманная
деятельность учителя в системе уроков, темы, раздела, предмета в целом.
Воспитывает содержание предмета, методы и средства его подачи, личность
учителя, его стиль общения с учащимися.
Развивающая
функция направлена на развитие у школьников личностных психологических
особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности,
любознательности.
Особенности
содержания естественнонаучных предметов, новые научные факты, разнообразные
средства обучения, как и личность учителя, его коммуникабельность могут
выполнять стимулирующую функцию.
2. Особенности содержания предметов естественнонаучной направленности, учебно-воспитательных задач, вызвало к жизни большое разнообразие уроков. Разные типы уроков позволяют решать конкретные дидактические задачи. Характерная особенность современного урока – активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся: использование наглядности и в первую очередь натуральной. Учителя ищут способы активизации работы учащихся на уроке, способствующие выполнению поставленных целей. Важность задач, решаемых в процессе школьного естественнонаучного образования, требует соблюдения принца научности, языковой культуры (правильное использование терминов, объяснение их происхождения, значения, использование приемов, направленных на обогащение речи учащихся).
3. Организация учебной деятельности в классе включает все формы работы: фронтальную, индивидуальную, в парах и малых группах. При планировании обратной связи необходимо учитывать возможности различных форм в их разумном сочетании, задания, способствующие развитию: монологической речи, умения вести диалог, поиску информации из различных источников и ее интерпретации, навыков выполнения тестовых заданий. Современный урок должен быть технологичен, поставленные цели и задачи выполнены. Оценивание результатов обучения подразумевает учет знаний и умений ученика. Итоговая (четвертная) отметка выставляется на основе текущих, выставленных за разные за разные типы заданий: устный ответ, проверочную работу, выполнение лабораторной работы и др. Существуют другие формы оценки, например, портфолио.
4. При планировании практической части программ необходимо учитывать следующее: лабораторные и практические работы могут носить обучающий и ознакомительный характер. Составляя урочно-тематическое планирование, формулируя учебные задачи урока, учитель может сам определить тип работы. Ознакомительные практические и лабораторные работы не требуют обязательного оценивания. Количество лабораторных, практических работ и экскурсий определено действующими программами. Учебные экскурсии в природу могут быть организованы во внеурочное время.
5. Все проводимые лабораторные, практические работы и экскурсии должны быть оформлены в рабочей тетради ученика. В тетрадях по предмету (обычных и на печатной основе) учитель проверяет выполненные учащимися различные типы письменных заданий и выставляет отметки. Ведение тетради оценивается не реже 1 раза в четверть.
6. Домашнее задание по биологии должно занимать не более получаса по времени на его выполнение. Рекомендации по его выполнению необходимо давать на каждом уроке с учетом особенностей учащихся. Задания творческого характера, требующие большого объема времени для их выполнения, предлагаются заранее.
Литература.
1.
Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. – М.: знание, 1981
2.
Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения.
М.: просвещение, 1980
3.
Махмутов М. И. Современный урок. – М.: педагогика. 1985.
4.
Марина А. В. Биологические экскурсии как форма реализации комплексного подхода
к изучению природы. //Биология в школе №6 2007
5.
Мирзоев с. С. Ативизация познавательного интереса учащихся. //Биология в школе
№6 2007
6.
Мухина и. Д. Деятельностный подход при обучении биологии. //Биология в
школе №6 2007.
7.
Пакулава В.М. Особенности современного урока биологии. //Биология в школе №8,
2005.
8.
Петунин О. В. Активизация познавательного интереса учащихся. //Биология в школе
№6 2007.
9.
Смелова В. Г. метод проектов в современной школе. //Биология в школе №6
2007.
10.
Шевченко С.Д. Школьный курс: как научить каждого. – М.: Просвещение, 1991.
11.
Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: М.: Издательский центр
«Академия», 2000.
Комментариев нет:
Отправить комментарий